Фэндом

Юридические науки, связанные с ТГП можно разделить на три группы:

1) историко-теоретические науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

Историко-правовые науки представляют своеобразное ответвление ТГП. Они тоже изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на исторической конкретности государства и права. 

Теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые. Вместе с тем обособление исторического материала, его углубленное изучение историческими науками освобождают от необходимости воспроизводить его в теории государства и права.

2) отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и др.);

Теория государства и права в отличие от отраслевых юридических наук, занимающихся разработкой своего специального понятийного аппарата, вырабатывает общие для всех юридических наук категории и понятия.

Теория государства и права вырабатывает общие для всех отраслевых юридических наук методы и принципы научного познания. Она служит методологической базой познания государственно-правовой материи. На этой основе в рамках каждой отдельной отраслевой науки и учебной дисциплины вырабатываются свои отраслевые принципы и методы познания и реализации норм права.

Теория государства и права имеет с отраслевыми юридическими науками не только прямые, но и обратные связи. Это означает, что теория государства и права не только оказывает влияние на эти отрасли знаний, но и в свою очередь подвергается определенному влиянию с их стороны. Достигается это в основном благодаря разработке и накоплению отраслевыми юридическими науками того огромного эмпирического материала, который используется теорией государства и права при определении ею общих категорий и понятий, а также при выработке общей методологии.

3) прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права.

Теория государства и права в наименьшей степени связана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Например, судебная медицина - использование медицинской науки в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук.

Таким образом, говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических наук, нужно сказать о том, что теория государства и права является базовой (понятийно-категориальной) основой для всех юридических наук, так как содержит информацию об основных юридических понятиях, категориях, институтах. 

Также на Фэндоме

Случайная вики