ФЭНДОМ

ле Правопонимание — это определённое представление о существе права.

На вопрос: «Что есть право?» разные школы права отвечали по-разному.

Ульпиан — право есть искусство о добром и справедливом;

Рудольф фон Иеринг — право есть защищённый государством интерес, право — ничто без государственной власти;

Иммануил Кант — юристы до сих пор ищут своё определение права.

Теория естественного праваПравить

Представители: Сократ, Аристотель

Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано Богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права.

Историческая школа праваПравить

Представители: Савиньи, Пухта

Право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права — нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права — не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права — обычай. Негативное отношение к кодификации права в лучшем случае — излишне и даже вредно, так как законодатель может исказить волю народа.

Психологическая теория праваПравить

Представители: Л.И. Петражицкий, З.Фрейд

Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна.

Социологическая школа праваПравить

Представители: С. А. Муромцев, Р. Иеринг

Право — это не то, что задумано, и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки).

Позитивная теорияПравить

Представители: Г. Ф. Шершеневич, Дж. Остин

Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право — это приказ, принуждение исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства — не будет права. К тому, кто нарушает нормы позитивного права применяется санкция (кара, наказание).

Нормативизм (неопозитивизм)Править

Представители: П. И. Новгородцев, Г. Кельзен

Право исходит только от государства — право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего, его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть.

Материалистическая теория праваПравить

Представители: Маркс , Энгельс

Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Интегративная теорияПравить

Представители: Лазарев, В. Г. Графский, Р. А. Ромашёв

Право — совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом. Основной признак права — нормативность111

Либертарная теория В. С. НерсесянцаПравить

Цензура

Коммуникативная теория права А. В. ПоляковаПравить

Право — это коммуникация (правоотношения — правонарушение — судопроизводство). Сущность определяют эйдосы (образы, идеи) — у каждого субъекта свой образ права, «там где общество, там и право». Есть право не в юридическом смысле: детское право (не брать чужого), право охотников, картёжное право и т. д.

Реалистический позитивизм Р. А. РомашоваПравить

Право — система справедливых, гуманных, разумных норм и принципов права, которые оптимально эффективно реализуются. Право — действующие нормы, разумные и эффективные, они соответствуют интересам общества.