ФЭНДОМ

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики. Основными теориями происхождения государства являются следующие:

2. Патриархальная теория:Править

Представители: Аристотель, Конфуций, Н.К. Михайловский 

3. Договорная теория:Править

Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

Государство является продуктом человеческого разума, а не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. 

Существует несколько точек зрения на причину, по которой люди решаются заключить такой договор:

Гоббс - догосударственное (естественное) состояние представляет «состояние войны всех против всех». В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Это побуждают людей заключить договор об учреждении государства, которое обеспечит мир;

Локк - целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность;

Руссо - целью общественного договора является создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, не нарушает чужих интересов, подчиняется, но только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде».

4. Материалистическая теория: Править

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс

Образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. С появлением классов возникла необходимость в силе, которая не позволит произойти коллапсу общества. Этой силой стало государство.

5. Психологическая теория:Править

Представители: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд

Возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. 

6. Теория насилия:Править

Представители: Е. Дюринг, К. Каутский

Государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными племенами, которые создают принудительный аппарат (государство) для управления побежденными.

7. Патримониальная теория:Править

Представители: А. Галлер.

Государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. 

8. Органическая теория: Править

Представители: Г. Спенсер.

По мнению Г. Спенсера,государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).