Фэндом

В науке не существует единого подхода к определению «правового государства» и его характеристике.

Правовое государство – это такая форма организации государства, при которой взаимоотношения общества и государства строятся на основе права; гос. власть осуществляется на основе принципа разделения властей, при котором обеспечивается верховенство закона и гарантируются права и свободы личности.

Признаки правового государства:Править

1) Верховенство закона во всех сферах общественной жизни,

а) наиболее важные сферы общественной жизни должны регулироваться законом,
б) закон должен быть правовым по содержанию (т.е. не должен нарушать естественные права человека и воплощать в себе произвол со стороны государства по отношению к личности и обществу)
в) закон обладает высшей юридической силой, т.е. все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы закона

2) гарантируются права и свободы личности (права и свободы личности должны быть не только провозглашены, но и реально гарантироваться, т.е. должны быть созданы объективные условия и специальные юридические средства, обеспечивающие реализацию и защиту права и свобод личности)

3) разделение властей,

а) разделение власти на три ветви,
б) взаимодействие органов разных властей в целях обеспечения эффективности власти,

4) взаимная ответственность личности и государства.

В науке существуют и другие подходы к выделению признаков правового государства. В частности выделяют, например, наличие развитого гражданского общества и децентрализацию власти

Концептуальные трудности правового государстваПравить

1) Произвол судей в толковании законов и вынесение решений согласно личным взглядам. Некоторые правоведы полагают, что любые судебные решения неизбежно отражают личные склонности судей. Другие правоведы утверждают, что большинство законов могут быть истолкованы нейтральным образом, даже если различные судьи предлагают разные интерпретации. Существенно, что судьи всегда должны быть готовы беспристрастно изучать альтернативные прочтения правовых принципов.

2) Уважительное отношение государства к субъектам права как носителям собственного понимания норм, которым общество должно следовать. Это приводит к разногласиям в суде, когда одна сторона настаивает на буквальном прочтении закона, а другая считает свою трактовку лучше согласованной с системой права как единым целым, с духом закона. Подобные разногласия могут негативно сказываться на определённости правовых норм. Противоречия между различными общественными идеалами также находят своё отражение в системе права. Разрешение этих противоречий приводит к преобладанию каких-то ценностей либо к компромиссу, но в любом случае к некоторому расхождению между предпочтениями части граждан и требованиями закона.

3) Обеспечение независимости правоохранительной системы представляет собой трудную задачу. Например, в США назначение федеральных судей является одной из основных функций верхней палаты Конгресса США, в то время как во многих штатах судьи региональных инстанций избираются на всеобщем голосовании. Должности прокуроров в штатах и глав окружных органов правопорядка (шерифов) также являются выборными. Тем не менее, идеологические взгляды всех этих должностных лиц играют определённую роль на той или иной стадии отбора кандидатов.

Хотя полное отсутствие правовых ограничений на произвол власти ставит под угрозу способность общества защищать свои ценности, оптимальная степень жёсткости таких ограничений является предметом дискуссий. В ряде ситуаций решение на основе личных знаний и опыта или решение с учётом конкретных обстоятельств может оказаться эффективнее или справедливее решения, вынесенного в строгом соответствии с правовыми нормами и процедурами. Кроме того, судебной власти также свойствен произвол, который может проявляться в манипулировании правилами, некомпетентных решениях, игнорировании духа закона.

4) Строгое соблюдение установленных законом процедур принятия решений иногда способствуют неопределённости результата. В некоторых случаях это может играть позитивную роль, как, например, в процессе демократических выборов. В других случаях это может негативно отразиться на чувстве предсказуемости в отношении действий других, а следовательно, привести к излишнему самоограничению личной свободы.

5) Чрезмерная подробность и жёсткость основных законов в сочетании со сложностью изменения этих законов может привести к политической стагнации, и в дальнейшем к кризису. Меньше всего подобных трудностей испытывают правовые государства, где либо отсутствуют письменные конституции, либо имеются сравнительно краткие конституции, которые уделяют основное внимание процедурам (а не содержанию), чьи содержательные предписания носят общий характер и чьи нормы согласуются с политическим опытом населения. В таких государствах постоянство процедур сочетается с гибкостью управления.

Также на Фэндоме

Случайная вики