ФЭНДОМ

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. В настоящее время выделяют два основных подхода к изучению типологии государства — формационный и цивилизационный.

I. Формационный подходПравить

Формационный подход был разработан в середине второй половины 19 века Марксом и Энгельсом. До конца 80-ых годов 20 века этот подход признавался в социалистических странах в качестве единственно возможного и научного, т.к. выражал классовый подход к сущности государства.

В основу формационного подхода положено учение Маркса об общественно-экономической формации.

В своих ранних работах Маркс выделял три макро-формации:

1. архаичная;

2. экономическая;

3. коммунистическая.

Государственно организованное общество существует только в рамках экономической общественной формации.

В рамках экономической общественной формации Маркс выделял 4 способа производства:

1. азиатский;

2. античный;

3. феодальный;

4. буржуазный / капиталистический

Этим способам производства соответствуют типы государств:

1. Восточное

2. Античное

3. Феодальное

4. буржуазное / капиталистическое

Однако в более поздних работах эти идеи Маркса не получили дальнейшего развития. Они были существенным образом модифицированы. Речь стала идти об общественно-экономической формации.

В истории развития общества было выделено 5 общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинная

2) рабовладельческая, 

2) феодальная, 

3) капиталистическая (буржуазная), 

4) социалистическая. 

Четырем из них соответствуют четыре типа государства:

1) нет

2) рабовладельческое

3) феодальное

4) буржуазное / капиталистическое

5) социалистическое

Государства первых трех типов признавались эксплуататорскими. Государство же четвертого типа классики марксистского учения рассматривали в качестве идеальной организации государственной власти.

Недостатки формационного подхода:  многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

II. Цивилизационный подходПравить

В рамках данного подхода предполагается, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. 

В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). 

А. Дж.Тойнбидал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Изначально Тойнби выделил до 200 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. 

Он обосновал теорию исторического круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Возникновение, рост, надлом и разложение происходят не в рамках мирового исторического процесса, а внутри каждой отдельной цивилизации.

Венгеров в соответствии с периодами исторического развития выделил три типа цивилизаций:

Первый: локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

Второй: особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий: современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

По уровню организации Венгеров выделял два типа цивилизаций:

- первичные (огромная роль государства, слияние государства с религией в политикорелигиозный комплекс)

- вторичные (нет связи государства с религией, двойственное положение правителя: ему повинуются, но он сам не может нарушать сакральные принципы и заветы).

Классификация государств на основе цивилизационного подхода плохо разработана, страдает схематичностью и нечеткостью.