Фэндом

Истоки идей, положенных в основу теории правового государства можно обнаружить в трудах античных мыслителей (Платона, Аристотеля, Цицерона). 

Они высказывали идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву.

Существенный вклад в развитие теории правового государства внесли мыслители Нового времени.

Гуго Гроций подразделял право на естественное и позитивное. Источником естественного права являлась сама природа человека. Естественное право не даруется человеку государством. Оно приобретается человеком от рождения. Государство же создает позитивное право, которое должно соответствовать естественному праву.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства. «Демократическое государство связано правом и обеспечивает права и свободы человека и гражданина».

Томас Гоббс обосновал идею формального (юридического) равенства людей перед законом и судом.

Джон Локк отмечал, что свобода состоит в том, чтобы следовать собственным желаниям во всех случаях, когда это не запрещено законом, и не быть зависимым от воли другого человека.

Значительный вклад в развитие теории правового государства и формирование основанной на ней государственно-правовой практики внесли американские мыслители и политические деятели: Томас Джефферсон и Томас Пейн. Именно в Конституции США 1787 года впервые в истории были закреплены идеи, положенные в основу теории правового государства.

Философское обоснование теории правового государства дали немецкие мыслители Кант и Гегель.

Кант определил государство как объединение множества людей, подчиненных законам. 

Гегель говорил, что государство есть то же право, но только наиболее развитое, включающее в себя все права личности и общества.

Впервые термин «правовое государство» встречается в работах немецких ученых в I четверти 19 века. С этого времени теория правового государства начинает разрабатываться многими учеными.

Из отечественных ученых существенный вклад в развитие теории правового государства внесли Коркунов, Чечерин, Новгородцев и д.р.

После октябрьской революции 1917 года теория правового государства не изучалась.

После 1919 года ученые на некоторое время возвращаются к теории, но в 1929 г. теория официально признается вредной для общества.

Очередной возврат к теории правового государства намечается в начале 20 века.

В ст. 1 Конституции РФ 1993 года закреплено положение о том, что Россия является правовым государством.

Также на Фэндоме

Случайная вики